Если вы читаете эту статью, то, скорее всего, у вас возникла необходимость задуматься о переходе вашего сайта на протокол HTTPS.

Возможно, вы уже вооружены какими-то знаниями и аргументами «за» и «против» по данному вопросу и просто хотите найти им подтверждение для принятия окончательного решения. А возможно, данный вопрос встал перед вами как перед лицом, принимающим решение, а для вас эта тема «большая и сложная», и вы хотели бы понять, что к чему.

Наша статья скорее для тех «кто хочет разобраться», поэтому мы постарались изложить информацию максимально доступно и в разрезе влияния протокола HTTPS на ранжирование в основных поисковых системах – Google и Яндекс. Статья будет полезна тем, кто задумался или получил предложение от своих агентств/подрядчиков о переходе на HTTPS в рамках SEO-оптимизации и продвижения сайта.

Предыстория и терминология (для тех «кто хочет разобраться»)

HTTP (HyperText Transfer Protocol) – это протокол передачи данных: гипертекстовых документов (т. е. документов, которые могут содержать ссылки, позволяющие организовать переход к другим документам), различных файлов, потокового видео и звука и т. д.

Протокол HTTP использует клиент-серверную структуру передачи данных. Клиент формирует запрос и отправляет его на сервер. После чего сервер обрабатывает данный запрос, формирует ответ и передаёт его обратно клиенту и т. д.

Именно благодаря этому протоколу долгое время полностью обеспечивалась работа сети Интернет. Однако со временем под влиянием угроз безопасности надежность протокола была подорвана. Он стал уязвим для распространителей вредоносного ПО и мошенников, занимающихся кражей личных данных пользователей в Сети, так как не предполагал никакого шифрования при передаче информации. Это стало предпосылкой для появления HTTPS.

HTTPS (HyperText Transfer Protocol Secure) — это расширение протокола HTTP для поддержки шифрования в целях безопасности. Данные в протоколе HTTPS передаются поверх криптографических протоколов SSL или TLS. Они обеспечивают шифрование данных и делают их недоступными для просмотра посторонними (т. е. позволяют установить защищённое соединение через незащищённый канал). Протокол TLS – последняя и более современная версия предшественника SSL.

протокол https

Google и Яндекс о влиянии HTTPS на ранжирование в поисковых системах (ближе к делу)

Компания Google первой начала поддержку перехода сайтов на протокол HTTPS, заявив в апреле 2014 года о том, что наличие протокола теперь является одним из факторов ранжирования в их поисковой системе. Также компания сделала оговорку, что пока этот фактор не столь значителен по сравнению с другими, но обозначила свое намерение усилить его «вес».

И действительно, уже в сентябре 2016 года Google опубликовала сообщение о том, что все сайты с протоколом HTTP будут помечаться как небезопасные. Сегодня мы можем наблюдать результат этих намерений в действии.

протокол https

Своими действиями компания Google уже простимулировала переход многих ресурсов на безопасное соединение и не собирается останавливаться на достигнутом. Она провозгласила своим лозунгом «HTTPS Everywhere» in the web» («HTTPS везде» в Сети).

Компания Яндекс долгое время никак не комментировала влияние перехода на HTTPS на ранжирование в поисковой системе. Однако в блоге Яндекса и блоге Яндекса для вебмастеров периодически появлялись публикации о переходе сервисов поисковика на HTTPS и инструкции/рекомендации по переходу на использование данного протокола.

Таким образом, Яндекс признает, что, несмотря на то, что наличие протокола HTTPS не оказывает прямое влияние на ранжирование, для пользователей и компаний он часто бывает необходим.

Влияние HTTPS на ранжирование в поисковых системах (по делу)

Мы с вами выяснили, что в поисковой системе Google использование протокола HTTPS является фактором ранжирования и компания планомерно увеличивает его «вес». При этом «держим в голове», что с 2017 года Google обошел Яндекс по доле поиска в Рунете. Доля Google в 2018 году составила 52 %.

протокол https

В поисковой системе Яндекс протокол HTTPS официально не заявлен фактором ранжирования. Но в данном случае нужно «зреть в корень» и помнить, что:

  • Яндекс уже перевел свои сервисы на HTTPS.
  • Будущее за безопасностью.
    Все больше браузеров отказываются поддерживать версии сайтов с незащищенным протоколом HTTP, поэтому даже используя Яндекс.Поиск, пользователи могут не перейти на ваш сайт);
  • Переход на HTTPS может улучшить ваш ИКС* в Яндексе (пусть и косвенно).

Маркер безопасного соединения, как и отсутствие сообщения о небезопасном соединении, будет вызывать у клиентов большее доверие к сайту, что потенциально может улучшить показатель «время на сайте» и снизить показатель «отказов».

* Индекс качества сайта – новый показатель качества сайта в системе Яндекс с августа 2018 года. Он заменит тИЦ (тематический индекс цитирования), который использовался с 1999 года);

  • Уже не страшно.

    Завершилась первая стадия проб и ошибок, прошла паника потерять наработанные в поисковых системах показатели. Яндекс и Google в общем доступе предоставили пошаговые инструкции по корректному переходу на новый протокол. Да, эта задача требует времени и технического ресурса, но она выполнима. (Лайфхак: чтобы избежать стресса, планируйте переход в «низкий сезон»).

  • Это доступно.

    Нет никаких трудностей с приобретением сертификата. Например, центр сертификации Lets Encrypt на базе некоммерческой организации Internet Security Research Group (ISRG) предоставляет бесплатные сертификаты TLS для шифрования. Также на рынке представлено большое количество вендоров, готовых оказать вам услуги по покупке и установке подходящего для ваших бизнес-требований сертификата. Его стоимость колеблется от ~50$ за базовый годовой пакет до ~150$ за пакет премиум.

Резюмируя, хочется сказать: не нужно откладывать на завтра, то, что можно сделать сегодня.

Переход на протокол HTTPS – глобальный тренд, который рано или поздно коснется всех, кто работает в Сети.

Не совсем корректно рассматривать его только как фактор ранжирования (таких факторов сотни), он решает гораздо более важные задачи. И если сейчас еще есть запас времени рассуждать о переходе, то вскоре это будет просто технической необходимостью.

Будьте в тренде!