Рынок Китая открывает огромные возможности для российского бизнеса. Это самая крупная и развивающаяся экономика в мире, а значит — огромная армия потенциальных покупателей. 731 миллион китайцев активно пользуются Всемирной сетью, а 350 миллионов ежемесячно совершают хотя бы одну покупку в Интернете (по данным CNNIC).
Почему китайцы любят российского производителя?
- Продукция из России считается экологически чистой и натуральной.
- Невысокие цены из-за падения рубля.
- Пищевые продукты не содержат вредных добавок и усилителей вкуса.
- Вся продукция проходит довольно строгий контроль качества по сравнению с китайской.
- Есть товары, которые не производят в КНР.
- Импорт из России дешевле, чем из Европы.
Таким образом, китайский Интернет открывает огромные перспективы перед российскими компаниями для продвижения. Все, что нужно сделать, — создать сайт и продвинуть его.
Звучит просто, но несмотря на всю привлекательность китайского рынка, интернет-пространство Китая освоить и покорить не так-то просто. Жесткая цензура, другой менталитет, иные поисковые системы и отличные методы продвижения сайтов, маркетинга и рекламы — все это усложняет задачу.
Законодательство КНР в электронной коммерции очень строгое, особенно в отношении иностранных предпринимателей. Всего одна маленькая погрешность в виде неправильного слова или некорректной ссылки может привести к полной блокировке сайта в онлайн-пространстве. «Золотой щит», или, как его еще называют, Great Firewall of China, сурово наказывает нарушителей полным исключением из выдачи. Да и привычных поисковых систем вроде Google здесь нет, а потенциальные покупатели уж очень сильно отличаются от наших европейских.
Особенности SEO-раскрутки в Китае
В КНР правит свой китайский Интернет и возглавляет его Baidu — самая популярная поисковая система Китая. Между прочим, рыночная доля этой ПС составляет 70 % против 2 % Google.
Оптимизация сайтов под Baidu существенно отличается от наших стандартных представлений о SEO. Чтобы успешно конкурировать с китайскими компаниями и попасть в топ этой поисковой системы, нужно сильно постараться.
Итак, как же продвинуть сайт в Китае?
Создание сайта
Уже на этапе разработки web-ресурса необходимо позаботиться о некоторых моментах для успешного продвижения товара в Китае:
- доменное имя. Оно должно быть зарегистрировано в зоне .cn, для того чтобы лучше ранжироваться поисковыми системами;
- хостинг. Должен быть расположен на территории КНР, причем желательно на материковой его части;
- физический адрес. Предпочтение отдается тем ресурсам, которые «физически присутствуют» в Китае и чей юридический адрес можно увидеть на страницах сайта;
- ICP-лицензия. Это разрешение, которое выдается Министерством промышленности и информатизации КНР. Без него ресурс будет хуже ранжироваться, его нельзя будет официально рекламировать. Кроме того, он может и вовсе попасть под запрет.
Оптимизация контента
Контент особенно важен в продвижении сайта в Китае. Если Вы видели хотя бы один китайский сайт, то понимаете, что там огромную роль играет текст. Обычно это длинные портянки даже без структуры. Это страницы с прокруткой, которым, кажется, нет конца и края. Итак, чтобы продвижение в китайской части Всемирной сети было успешным, необходимо знать некоторые правила SEO:
- Правильный язык. Тексты для сайта необходимо писать на упрощенном китайском языке, без диалектов.
- Цензура. Необходимо помнить, что все сайты в КНР фильтруются по черному списку адресов и по ключевым словам. Присутствие на страницах web-ресурса стоп-слов или ссылок на определенные сайты приведет к его полной блокировке.
- Метатеги. Поисковые алгоритмы Китая уделяют намного больше внимания метатегам, чем западные аналоги. Для эффективного продвижения в них обязательно использовать ключевые запросы и название компании. Работает принцип «чем больше, тем лучше».
- Изображения. У всех картинок обязательно должны быть прописаны релевантные теги title и alt.
- Заголовки. Не менее важны в китайских ПС для продвижения сайта. На странице должен быть 1 заголовок H1, заголовки H2 и H3 также приветствуются.
- Обновление контента. Новый контент ранжируется лучше, поэтому регулярное обновление сайта и размещение новостей и статей просто необходимо.
- Уникальные тексты. Само собой, контент должен быть уникальным как в Сети, так и в рамках ресурса. Также лучше защитить тексты от дублирования.
- Ключевые слова. Плотность запросов в тексте должна быть выше в самом начале страницы, так как из-за низкой скорости индексации сайта поисковые китайские роботы могут просто не дойти до футера страницы.
Внутренняя оптимизация
- Скорость загрузки. Должна быть максимально быстрой. Хостинг не на территории Китая, ненужный код, «тяжелые» изображения и т. п. сильно снижают скорость загрузки страниц.
- Flash. Если Google еще в 2008 году научился индексировать Flash-сайты, то китайские поисковые системы не умеют этого до сих пор. Поэтому использование Flash-технологий нецелесообразно. Также Baidu не индексирует iFrame и JavaScript.
- Sitemap и robots.txt. Их правильная настройка в китайских ПС также важна для продвижения сайта.
Внешняя оптимизация
- Ссылки. Не менее важны для продвижения. Причем качеству ссылок до сих пор не уделяется должного внимания (в отличие, например, от Google). Но наращивание ссылочной массы должно происходить постепенно.
- Трастовость сайтов-доноров. Национальный домен .cn имеет больше траста, чем любой другой. Но если не удается найти донора в этой зоне, контент сайта должен быть целиком на китайском.
Еще одной интересной особенностью китайской поисковой выдачи является специальная V-отметка. Ее наличие повышает доверие интернет-пользователей к ресурсу, к самой компании и ее товарам. Сертификаты уровня V1 и V2 можно приобрести у ПС за деньги, тогда как уровень V3 нельзя купить — его можно только заслужить. Эти сертификаты говорят о тщательной проверке ресурса командой Baidu.
Какие еще есть способы продвижения сайта в Интернете Китая?
Учитывая, что качество ранжирования хромает, то параллельно с SEO лучше уделить внимание контекстной рекламе в Baidu. Этот способ более надежен, нежели погоня за первыми позициями на просторах такого чужого китайского Интернета.
Для размещения контекстной рекламы в Китае, а именно в Baidu, предлагается 3 варианта:
- Платные результаты поиска — ничем не отличаются от органической выдачи.
- Баннерная реклама — размещение логотипа справа от поисковой выдачи.
- Бренд-зона — совмещение предыдущих 2 вариантов.
Для регистрации в системе Baidu необходимо подтвердить юридический статус деятельности компании и соответствие контента цензуре, предоставить пакет документов и лицензию ICP. Только после этого будет подписан договор и может быть оплачен невозвратный депозит. Цена, конечно, не низкая, но результаты такого продвижения товара в Китае быстро окупятся.
Жесткое регулирование Интернета государством сделало одним из важнейших, а главное доступных способов продвижения сайта в Китае сарафанное радио, или партизанский маркетинг в Сети (рекомендации, отзывы, обзоры и т. п. в таких социальных сетях, как WeChat, QQ и Sina Weibo).
Чтобы завоевать интернет-пространство Китая, лучше использовать комплекс маркетинговых инструментов, а не отдавать предпочтение чему-то одному.
Выводы
Курс на Восток — это перспективное направление для российского бизнеса. О развитии российско-китайских отношений говорит весь мир, и игнорировать эту тенденцию никак нельзя. В связи с падением рубля российская продукция дешевеет, при этом прибыль в иностранной валюте увеличивается. Китайский рынок огромен, покупатели исчисляются миллионами, так что большинство российских компаний смогут занять свою нишу и завоевать любовь китайской аудитории.