Яндекс сокращает результаты с органической выдачей и показывает в ТОПе больше полезных данных с картинками, видео, расширенными сниппетами, картами и т. д. В связи с новым трендом урезания органики задача оптимизации — сделать такую страницу, чтобы она попала на первые три места и была замечена пользователем.

Оптимизация под Яндекс, самый популярный в России поисковик, имеет свои особенности. Конечно, все факторы ранжирования известны только разработчикам системы (да и то не факт, учитывая метод машинного обучения, который строит формулы ранжирования). Так что мы расскажем об известных рекомендациях.

Техническая оптимизация сайта под Яндекс

Создавайте сайт на функциональной, надежной CMS.

Рекомендуем использовать CMS такие как «1С-Битрикс» или MODX. С ними возможен грамотный аудит безопасности, они отлично работают и позволяют править и корректно обновлять сайты. Не берите конструкторы, потому что они не позволят Вам полноценно развивать свой сайт, так как это будет дорого и неудобно. К примеру, «Битрикс» обладает широкими возможностями, за счет чего избавит Вас от лишних затрат на правки в дальнейшем.

Работайте с Яндекс.Вебмастером.

С его помощью отслеживают запросы, по которым сайт показывается в поиске. С сервисом настраивают описание интернет-ресурса в выдаче, отлаживают отдельные элементы. Яндекс.Вебмастер позволяет понять, адаптирован ли сайт для мобильных устройств и как быстро он загружается. Информация обо всех нарушениях правил поисковых систем собирается в конкретном разделе.

Используйте Яндекс.Метрику.

Сервис создает отчеты, записи действий посетителей на сайте. С его помощью можно следить за источниками трафика и оценивать эффективность рекламы. Цели в Яндекс.Метрике помогают отследить действия пользователей на сайте. Для того чтобы запустить Яндекс.Метрику, нужно авторизоваться, создать счетчик и установить его код на сайт.

Проведите SEO-аудит и на его основе исправьте ошибки. Для технической оптимизации сайта в Яндексе нужно:

  • проверить коды ответа страниц. Основные отклики — это 200, 301 и 404. Но ни в коем случае не держите ссылок на страницы с откликом 301 и 400 на сайте. Своевременно подменяйте такие ссылки на страницы с 200 откликом;
  • оптимизировать HTML и CSS. Проверить код на соответствие W3C-стандарту.
  • создать и правильно заполнить файлы robots.txt и sitemap.xml. Это упростит индексацию ресурса;
  • избавиться от битых ссылок;
  • сделать так, чтобы сайт корректно отображался и работал во всех браузерах;
  • оптимизировать сайт для мобильных устройств;
  • подключить техподдержку, чтобы ресурс круглосуточно работал без сбоев, особенно во время апдейтов. Технические изменения должны быть под контролем, поскольку даже незначительное изменение настроек может привести к падению трафика;

  • перейти на https. Сайты с http помечаются Google как незащищенные, a https по нашим наблюдениям имеют приоритет в ранжировании. В Яндексе сайты по http и https пока индексируются и участвуют в поиске на равных;
  • закрыть дубли страниц от индексации, так как их наличие негативно скажется на позиции сайта;
  • предусмотреть, чтобы CMS позволяла грамотно редактировать теги title, description и alt.

Оптимизация структуры сайта под Яндекс

Грамотная структура обеспечивает лучшую оптимизацию и навигацию по сайту и в конечном итоге позволяет создать много посадочных страниц.

Рассмотрим кейс. Если бы сайт по обуви обладал только каталожными разделами «Зеленые ботильоны», «Черные» и «Красные», то мы бы привели его к следующему виду, создав дополнительные страницы по цвету, сезону и т. п.:

Таким образом, мы не только создаем посадочные страницы под запросы, но и улучшаем поведенческие факторы, навигацию и расширяем для поисковых систем количество товарных страниц.

Любая оптимизация бессмысленна, если у сайта нет правильной структуры. Для начала стоит построить четкое и логичное «дерево сайта» в зависимости от основных типов предлагаемой продукции или услуг. А далее, уже исходя из ЦА и спроса, нужно достраивать более детальную группировку товаров в разделах, формируя таким образом полную структуру.

Вот еще несколько правил, как оптимизировать структуру сайта под Яндекс.

  • Страница должна находиться в своем разделе. Например, нельзя размещать текст про пирожные в разделе о напитках.
  • Исключите заспамленность в адресе URL.
  • Каждая страница должна иметь уникальный адрес и человекопонятный URL с ключевым запросом.

SEO-оптимизация контента

Качественный контент — фактор ранжирования в Яндексе. Без текстов и изображений продвижение бессмысленно, а без хороших текстов и картинок это не даст желаемых результатов. Поисковые системы хотят угодить своим пользователям, а люди нуждаются в полезном контенте.

Давайте узнаем, как оптимизировать в Яндексе тексты и картинки, чтобы вывести сайт в ТОП.

Оптимизация текстов для Яндекса

Яндекс использует алгоритм «Баден-Баден», чтобы видеть, полезен ли текст пользователям. «Баден-Баден» не любит переоптимизированные тексты, в которых много ключей. Это официальный фактор ранжирования.

Итак, контент на сайте должен:

  • Отвечать запросу пользователя. На странице должен быть не только текст, но и любой другой вид контента (видео, изображение, инфографика), который позволит пользователю решить его задачу.
  • Затрагивать и раскрывать смежные темы. Например, пользователь перешел на сайт по запросу «купить квартиру». Но страница не только предлагает ему контент по теме, но и предугадывает его потребности: может, ему потребуется узнать об ипотеке, ремонте и т. д. Мы предоставляем пользователю ссылки, фотографии, инфографику и т. п.
  • Быть оригинальным и виральным. Таким, которым захочется поделиться. Контент должен вовлечь пользователя.

Наполнение сайта дополнительным контентом

По мнению Яндекса, один из способов улучшить качество сайта для пользователей и повысить его эффективность — постоянно наполнять ресурс контентом. Он должен быть уникальным, полезным для пользователей, актуальным, грамотно написанным, структурированным и легким для восприятия. Какой контент можно добавлять?

  • Текстовый. Это любые тексты на сайте: описание услуг, карточки товара, статьи в блоге, новости.
  • Фактический. Это инструкции по применению, характеристики товаров, таблицы, данные исследований, карточки каталога и т. д.
  • Графический контент и видеоматериалы. Это фото, диаграммы и видео с демонстрацией товаров и услуг.

Продвижение сайта в регионах

В Яндексе больше возможностей для регионального продвижения. Пользователи Yandex, которые живут в разных городах и даже у разных станций метро, увидят неодинаковую поисковую выдачу. Региональное продвижение менее затратное, оно удобнее в плане поиска клиентов.

Добавьте сайт на Яндекс.Карты с контактами того региона, где Вы хотите продвигать сайт. Так Вы повысите позиции своего ресурса в выдаче.

Кроме этого, укажите соответствующий регион в Яндекс.Вебмастере. Через Яндекс.Вебмастер можно вручную привязать только один регион, поэтому укажите основной, а остальные добавьте через Яндекс.Справочник. Если возможно, пропишите местоположение в заголовках и тегах.

Формирование правильной ссылочной стратегии

Алгоритм Яндекса «Минусинск» определяет сайты, которые используют SEO-ссылки для продвижения, и ограничивает их в ранжировании на несколько месяцев. Из-за этого трафик сильно падает.

Чтобы таким образом не терять его, многие убрали SEO-ссылки. Понять, что сайт попал под алгоритм, легко: произойдет резкое падение трафика и позиций по большинству запросов. Кроме того, в Яндекс.Вебмастере отображается, применяются ли ограничения в ранжировании. Чтобы исправить ситуацию, достаточно удалить SEO-ссылки и дождаться переиндексации. На сегодняшний момент ссылочные факторы перестали играть серьезную роль в ранжировании, но продолжают учитываться поисковой системой.

Проработка коммерческих факторов ранжирования

Если у Google, как указывает Брайан Дин, известно 200 факторов ранжирования, то у Яндекса их насчитывается более 1500. Среди них немаловажную роль играют так называемые коммерческие факторы.

Под этим термином скрывается следующее. Для Яндекса важно, чтобы пользователи максимально быстро решали на сайте свои задачи, будь то покупка товара, поиск информации о доставке или бронирование номера в отеле. Какие свойства должны быть у ресурса, чтобы людям было удобно, они хотели вернуться туда в будущем? Яндекс учитывает следующие параметры:

  • факторы доверия: отзывы, портфолио, контактная информация;
  • дизайн и пользовательский интерфейс: фотографии и описание товара, удобный поиск и форма заказа, рейтинги, обзоры, рекомендации для групп покупателей;
  • ассортимент товаров;
  • наличие цен;
  • наличие информации о способах доставки и оплаты.

Получается, для удачного ранжирования сайта в Яндексе нужна постоянная оптимизация, непрерывное развитие ресурса.

Работа над поведенческими факторами

У Яндекса поведенческие факторы — это фундамент. Компания официально заявила, что это главный критерий ранжирования. Чтобы оптимизировать свой ресурс, важно помнить, что Яндекс не любит сайты с чрезмерной оптимизацией, напичканные ключами и полотнами бестолкового текста. Пусть это останется в прошлом. В приоритете полезные ресурсы, степень полезности которых определяет пользователь. Поисковая машина смотрит на вовлеченность посетителя, количество отказов, глубину просмотров и время, проведенное на сайте.

Рецепт прост: чтобы завоевать доверие Яндекса, нужно создавать полезный контент для пользователей. Накручивать поведенческие факторы не стоит — еще в 2011 году Yandex начал пессимизировать такие сайты в выдаче.

Отдельно позаботьтесь об адаптации сайта под мобильные устройства. Больше половины пользователей заходят в интернет именно со смартфонов и планшетов, и этот показатель растет.

Настройте систему аналитики. Через Яндекс.Метрику Вы сможете собирать информацию о пользователях, анализировать ее и понимать, как сделать сайт лучше. Например, Вы сможете смотреть, по каким запросам и откуда идут посетители, а потом оптимизировать ресурс в соответствии с поведением пользователей.