С апреля 2025 года вступают в силу значимые изменения в российском законодательстве об интернет-рекламе. Ключевая новость — вводится обязательный сбор в размере 3% от доходов с рекламы в интернете. Сбор напрямую повлияет на бюджеты рекламодателей, агентств и рекламных платформ.
Вместе с заместителем директора департамента контекстной и медийной рекламы маркетингового агентства Demis Group Еленой Кобозевой разбираемся, кто должен платить, как это будет работать и к чему готовиться рынку.
Что за новый сбор
С апреля этого года с доходов, полученных от распространения рекламы в интернете, необходимо отчислять 3% в федеральный бюджет. Сбор не является налогом, но оплачивается всеми участниками процесса: от создателей рекламы до распространителей.
Вырученные средства собираются вкладывать в развитие отечественного программного обеспечения и поддержку выбранных государством информационных ресурсов.
Контролировать соблюдение новых правил будет Роскомнадзор через Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Туда должны поступать сведения о размещенных объявлениях, заказчиках, исполнителях и доходах.
Кто будет платить
Сбор коснется всех, кто зарабатывает на онлайн-рекламе. Схема сбора отличается в зависимости от контрагентов:
Платежи будут ежеквартальными от начала календарного года, и рассчитываться на основе доходов за каждый квартал. Поэтому бизнесу уже пора включать его в рекламную стратегию и отчетность.
Что касается клиентов нашего агентства Demis Group, мы скорректировали условия работы и выставляем клиенту счет на дополнительные услуги, равный сумме сбора.
Что изменится для компаний и брендов
Прямой эффект для рекламодателей — увеличение затрат на продвижение. Неважно, размещаетесь вы через агентство или напрямую на платформе, сбор станет обязательным в планировании бюджета.
Для малого и среднего бизнеса возможны изменения масштабов размещения, пересмотр каналов и форматов рекламы. А вот крупные игроки, вероятно, перераспределят бюджеты и усилят контроль за эффективностью кампаний.
По мнению наших специалистов, при игре в долгую легче будет бизнесу с сильной маркетинговой командой или тем, кто работают с профессиональными агентствами. Чтобы сохранить результаты кампании придется строже распоряжаться бюджетом и компенсировать сбор.
Что изменится для рекламных агентств
Крупные рекламные агентства с большим количеством проектов и штатом тоже окажутся в непростой ситуации. Кроме того, потребуется выстроить процессы контроля и отчетности для корректной уплаты сборов. Это требует времени, ресурсов и четкой организационной перестройки.
Для агентств с небольшими чеками и проектами это может стать поводом к переформатированию бизнес-модели: от оптимизации процессов до перехода на новые схемы сотрудничества.
Дополнительная сложность — время. Закон приняли давно, а официальные разъяснения появились лишь в конце марта. У рынка оставалось всего пара недель, чтобы перестроить процессы и донести информацию до клиентов.
Выиграют те, кто быстро адаптируется к изменениям и будет дальше фокусироваться на результатах рекламы. Прозрачные процессы, быстрая реакция и клиентоориентированность останутся сильными конкурентными преимуществами.
Кого это не коснется
Некоторые ресурсы освобождены от обязанности платить сбор. Это:
«Такое исключение формирует неравные условия на рынке: компании, работающие с крупными федеральными СМИ, получают конкурентное преимущество по сравнению с онлайн-ориентированным бизнесом», — комментируют представители нашего агентства»
Отразится ли это на покупателях
Да, но не сразу и не везде. Рост расходов на рекламу приведет к росту себестоимости. Часть компаний попытается компенсировать новые издержки, частично переложив их на потребителей.
Но далеко не все бизнесы готовы идти по пути повышения цен, особенно в конкурентных нишах. Многие оптимизируют рекламные расходы, сократят неэффективные каналы и усилят работу с собственными маркетинговыми ресурсами.
Что делать, чтобы снизить риски
Чтобы избежать лишних расходов и сохранить результативность маркетинга, компаниям стоит:
Что в итоге
Рекламный сбор в 3% — не просто новая строка в бюджете, а вызов для рекламного рынка. Он увеличивает издержки, требует перестройки бизнес-процессов и внимания к деталям. Изменения скажутся на всех участниках интернет-продвижения, включая потребителей.
Однако компании, которые заранее адаптируются, внедрят прозрачные процессы и сделают ставку на эффективность, не только справятся с нагрузкой, но и укрепятся на рынке. Поэтому мы советуем вам пересмотреть рекламные бюджеты, обсудить новые правила с вашими подрядчиками и заложить новый сбор в маркетинговые бюджеты на ближайшие месяцы.
Тем временем, Demis Group уже более 20 лет оперативно адаптируется к изменениям рынка, предлагая решения, которые приносят стабильный результат нашим клиентам и минимизируют влияние изменяющегося законодательства.
Чтобы помочь вашему бизнесу также быстро адаптироваться, мы предлагаем вам бесплатно пройти комплексный аудит ваших каналов лидогенерации и получить рекомендации от экспертов Demis Group о том, как улучшить вашу стратегию и сделать результаты прогнозируемыми.