Алгоритм mobile-friendly

Почти год назад, 21 апреля 2015 компания Google анонсировала запуск алгоритма mobile-friendly по всему миру. Зарубежное SEO-сообщество практически сразу окрестило его Mobilegeddon.

Что представляет собой mobile-friendly от Google?

С запуском этого алгоритма страницы сайтов, адаптированные под мобильные устройства, стали ранжироваться выше в мобильной поисковой выдаче Google. Таким образом, удобство просмотра страницы на мобильных устройствах стало одним из важнейших сигналов ранжирования в мобильных результатах поиска Google. В качестве основных недочетов, которые необходимо исправить для соответствия сайта новому алгоритму, выделяются следующие (на основе официальных данных Google):

  • интерактивные элементы расположены слишком близко — неудобное расположение ссылок (пунктов меню, кнопок действий и т. д.), пользователю приходится изменять масштаб просмотра страницы на мобильном устройстве, чтобы не задеть размещенные рядом элементы;
  • область просмотра не настроена — отображение страницы сайта на экранах разных размеров может сильно отличаться, например страница на мобильном устройстве может открываться в таком масштабе, что нельзя рассмотреть ни изображения, ни основные элементы сайта;
  • фиксированная область просмотра — некоторые веб-мастера задают точные размеры для адаптации страницы к наиболее распространенным разрешениям экрана, тем самым игнорируя удобство просмотра страницы на экранах с менее популярными разрешениями;
  • ширина контента не соответствует области просмотра — при наличии подобного недочета во время просмотра страницы на мобильном устройстве появляется вертикальная или горизонтальная прокрутка (скроллинг). Таким образом, для просмотра всего контента пользователю потребуется изменять масштаб просмотра либо пользоваться колесом прокрутки;
  • использование Flash — эта технология не поддерживается большинством мобильных браузеров, соответственно пользователь не увидит элементов, использующих ее (зачастую это анимация);
  • маленький размер шрифта — при просмотре страниц на мобильном устройстве шрифт нечитабельный, для его прочтения пользователю приходится изменять масштаб отображения страницы;
  • межстраничные объявления — речь идет об использовании всплывающих окон или иных видов привлечения внимания пользователей. На мобильном устройстве за подобными объявлениями скрывается основной контент страницы.

В чем особенности алгоритма?

1. Влияет только на результаты поиска в мобильной выдаче Google, то есть только на результаты поиска с мобильных устройств. Страница, имеющая пометку mobile-friendly, будет иметь преимущество перед аналогичной страницей, не адаптированной для мобильных устройств. Предположения ряда веб-мастеров о влиянии этого сигнала на результаты десктопного поиска (для ПК) никаких подтверждений пока не получили.

2. Влияет на результаты поиска на всех языках по всему миру. Ранее часть нововведений Google тестировал лишь на результатах англоязычной выдачи, глобальный запуск этого алгоритма говорит, что mobile-friendly пришел в поисковую индустрию всерьез и надолго.

3. Затрагивает конкретные веб-страницы, а не сайты в целом. Отдельные страницы сайтов, адаптированные для мобильных устройств, могут занять лидирующие позиции в мобильном поиске, даже если сайт в целом не имеет соответствующей адаптации.

4. Дружественность для мобильных устройств проверяется Google в режиме реального времени. Страница, адаптированная для мобильных девайсов, будет помечена Google и получит преимущество, как только будет переиндексирована. В этом свете быстрая переиндексация страниц становится важным фактором для веб-мастеров, желающих привести страницы своего сайта к соответствию mobile-friendly.

5. Алгоритм действует бинарно. Нельзя частично оптимизировать страницу для мобильных устройств и получить пометку mobile-friendly: страница либо признается адаптированной для мобильных устройств, либо нет. При невыполнении даже одного из необходимых требований страница не получит желанную пометку.

Как проверить страницы на дружественность мобильным устройствам?

Первый способ: с помощью специального сервиса Google Mobile-Friendly Test.

В случае правильной оптимизации страницы в соответствии с алгоритмом пользователь увидит следующее сообщение:

При отсутствии mobile-friendly пользователь получит информацию о наличии проблем и их краткое перечисление:

Второй способ: отчет Mobile Usability в панели веб-мастера Google (при наличии доступов).

В Search Console в разделе «Удобство просмотра на мобильных устройствах» можно ознакомиться с информацией о найденных поисковой системой Google недочетах в отображении страниц сайта на мобильных устройствах:

Информация обновляется по мере переиндексации страниц роботом Google, в верхнем левом углу можно увидеть дату последнего обновления данных.

Пример отображения неадаптированной страницы:

Примеры отображения mobile-friendly страницы:

ВАЖНО: используя сервис PageSpeed Insights, также можно проверить удобство просмотра страницы на мобильных устройствах. Этот сервис выгружает содержимое страницы, имитируя просмотр пользователем, но не учитывает в своей работе директивы файла robots.txt, тогда как Mobile-Friendly Test следует правилам robots.txt. Соответственно, результаты проверки в этих двух сервисах могут сильно отличаться, и успешное прохождение теста в сервисе PageSpeed Insights не является показателем дружественности страницы для мобильных устройств.

Стоит отметить, что использование любых обманных техник для прохождения Mobile-Friendly Test в перспективе повлечет негативные последствия для ранжирования страницы и сайта в целом. Так, например, закрытие от индексации файлов CSS, JavaScript и т. д. для успешного прохождения проверки является попыткой обмануть робота и противоречит представлению Google о качественном сайте.

Нужна более подробная информация об услуге?
Позвоните нам: