Multi-Armed Bandits — алгоритм Яндекса и его влияние на выдачу

Летом 2015 года SEO-сообщество было взволновано серьезными изменениями, которые начали происходить в поисковой выдаче Яндекса. Сначала апдейты взяли паузу, и было словно затишье перед бурей. Затем начали происходить постоянные скачки позиций сайтов различных тематик. Со стороны казалось, что алгоритм Яндекса дал сбой и воцарился полный хаос: первые места стали занимать сайты, которые ранее никогда не были в ТОПе, выместив из выдачи «тяжеловесов», но спустя некоторое время «новички» возвращались на их привычные места, на 2-3 страницу выдачи, и лишь некоторым удавалось удержаться на 1 странице. Одновременно с этим большинство выпавших из ТОПа ресурсов возвращались назад.

Не удавалось найти какой-либо закономерности в данных изменениях.

Позже выяснилось, что Яндекс запустил алгоритм рандомизации выдачи Multi-Armed Bandits (в переводе с английского «многорукий бандит»). Официально об этом было объявлено на конференции Optimization 2015.

Давайте вместе разберемся, что это за алгоритм, почему у него такое название и как сделать так, чтобы Ваш сайт оставался в ТОПе и приносил прибыль в этих сложных условиях.

Для начала познакомимся с принципами действия данного подхода. Рассмотрим предпосылки появления нового алгоритма.

Ни для кого не секрет, что поведенческие факторы играют огромную роль в алгоритме ранжирования. В том числе важны факторы, связанные с переходом из поиска по конкретному запросу. Но при таких условиях слишком большое количество сайтов оказывается без каких-либо оценок данных факторов. Это происходит потому, что основная часть кликов приходится на результаты выдачи, которые находятся на первой странице. За счет этих метрик происходит некоторая «консервация» выдачи. Нет трафика — нет поведенческих факторов, а значит, нет высоких позиций. Замкнутый круг.

Следовательно, некоторые полезные документы могут ранжироваться ниже, а бесполезные находиться высоко, и мало что может это изменить.

Для решения данной проблемы, а также улучшения качества поиска Яндекс запустил в работу алгоритм Multi-Armed Bandits. В ТОП стали периодически подмешивать новые ресурсы, чтобы пользователи смогли оценить их полезность. Получается, что в выдаче не будут представлены одни и те же сайты, тем самым улучшится качество органического поиска.

Такая рандомизация выдачи происходит не просто случайным перемешиванием, как нам может показаться, а по специальному алгоритму.

Екатерина Гладких в своем докладе «Практика детерминированного хаоса» привела формулу, по которой осуществлялись расчеты:

Relevance+ = K * rand(Host) * P(Rel+)

где:
K — коэффициент амплитуды рандомизации;
rand(Host) принадлежит [-1;1] — похостовое отклонение;
P(Rel+) — вероятность того, что документ является Rel+.

Стоит отметить, что алгоритм работает только с результатами Rel+, дающими пользователю релевантный ответ на запрос.

С помощью нового алгоритма Яндекс предоставляет молодым сайтам отличную возможность проявить себя. Если такой ресурс при «случайном» попадании в ТОП покажет хорошие поведенческие факторы, то у него есть все шансы в этом ТОПе остаться.

Приведем некоторые свойства данного алгоритма:

  • алгоритм работает позапросно и только с результатами Rel+;
  • участвуют запросы любой частотности, как НЧ и СЧ, так и ВЧ;
  • в основном «подброс» осуществляется в ТОП-30;
  • пересчет релевантности происходит в течение нескольких апдейтов;
  • для алгоритма не характерна высокая активность в регионах и по информационным запросам.

Пример работы алгоритма:

Как «подружиться» с новым алгоритмом?

Рассмотрим сначала новые сайты, которые только начали свое продвижение. Рандомизация поможет привлечь на сайт ряд пользователей из поисковой системы и в случае получения положительной пользовательской оценки (если пользователям понравится сайт и его представление в результатах выдачи) уменьшит сроки вывода на высокие позиции. Соответственно, владельцам новых сайтов необходимо сразу обратить внимание на привлекательность сниппетов, а также позаботиться о полезности ресурса.

Для сайтов, которые уже давно продвигаются, перспектива на первый взгляд не кажется такой радужной: алгоритм может «отобрать» долю трафика, так как его позиции будут рандомизированным образом понижены на определенный срок. Чтобы снизить негативное воздействие, требуется:

  1. Расширить продвигаемое семантическое ядро. Сайт не проседает целиком за счет «многорукого бандита».
  2. Уделить особое внимание поведенческим факторам: привлекательности сайта в результатах выдачи и поведению пользователей после перехода.
  3. Не акцентировать внимание на ссылочном факторе ранжирования.
  4. Сфокусироваться на проработке сайта по всем фронтам, в том числе учесть техническое состояние ресурса, внутреннюю оптимизацию.

Крайне важно уметь идентифицировать работу алгоритма и определять, когда колебания позиций связаны именно с рандомизацией, а когда с другими причинами.

Только следуя данным советам и постоянно развивая сайт, можно удерживать лидирующие позиции в поисковой выдаче!

Нужна более подробная информация об услуге?
Позвоните нам: