Аффилиаты. Опасны ли они для продвижения?

Аффилиаты (аффилированные сайты) – сайты одного владельца, одной тематики, направленные на монополизацию результатов поиска.

Проникновение изначально экономического термина «аффилирование» в SEO-сферу связано с действиями хитрых владельцев сайтов, которые однажды поняли, что если 1 сайт приносит n прибыли, находясь в ТОП-10 по интересующим запросам, то 2 сайта в ТОП-10 по тем же запросам будут приносить 2n прибыли. А лучше, если в ТОП-10 вообще не будет конкурентов по продвигаемым запросам. Руководствуясь подобной логикой, многие владельцы сайтов начали «штамповать» аффилиаты, стараясь заполонить ими первые страницы результатов поиска. Такие манипуляции привели к снижению здоровой конкуренции в результатах поиска. Как следствие, снизилось качество поиска: сайты с более выгодным коммерческим предложением не попадали в ТОП-10, так как значительную его часть могли занять аффилиаты, которые сами по себе не несли пользователям новой информации. Реакцией Яндекса на попытки манипуляции результатами поиска стало появление специального фильтра аффилиатов, пресекающего попытки монополизации поисковой выдачи.

Аффилиат-фильтр сильно занижает позиции всех сайтов группы аффилиатов, за исключением наиболее, по мнению поисковой системы, релевантного (лучше всего отвечающего на запрос пользователя).

Этот фильтр является одним из наиболее распространенных в Яндексе. Ниже приведен пример его действия. В таблице представлена динамика позиций сайта X в разрезе трёх обновлений поисковой базы Яндекса:

Как видно из представленной выше таблицы, в результате действия фильтра аффилиатов количество запросов в ТОП-10 сократилось за 2 недели на 25%. Причем падение оказалось значительным — около 200 пунктов. Столь резкое падение позиций, безусловно, приведет к снижению трафика из поисковых систем по упавшим запросам, а следовательно, и снижению отдачи от сайта.

Стоит отметить, что хитрецы нашлись не только среди владельцев сайтов, продвигающихся в поиске, но и среди приверженцев контекстной рекламы: здесь уже предпринимались попытки монополизации блоков рекламных объявлений сайтами одной компании. Поэтому действие аффилиат-фильтра не ограничилось санкциями в результатах поиска, но и распространилось в той или иной форме на другие сервисы Яндекса, получив отражение в официальных источниках.

  • Правила показа Яндекс.Директа:

  • …сайты признаются сходными, когда значительная часть ассортимента товаров (услуг, работ), предлагаемых в одном регионе, у них совпадает, а также при наличии других признаков, позволяющих предположить, что одни и те же товары предлагаются одним и тем же поставщиком, несмотря на незначительное различие ассортимента, разный дизайн, отличие цен, структурную организацию сайтов, а также их принадлежность (администрирование) разным(-и) лицам(-и).

  • Требования к рекламным материалам Яндекс.Маркета:

  • Яндекс может отказать в размещении Материалов, содержащих информацию о предлагаемых в нескольких магазинах товарах (услугах), которая позволяет предположить наличие аффилированности, взаимозаменяемости или другой тесной взаимосвязи между ними, а также сгруппировать пересекающийся ассортимент со скрытием дублирующих товарных предложений таких магазинов.

  • Требования к сайтам Яндекс.Каталога

    Не принимаются к размещению в Каталоге:

    Полные или частичные дубликаты (зеркала) других ресурсов, уже опубликованных в Каталоге. При этом администрация Яндекса не обязана разрешать споры, касающиеся аутентичности ресурсов и авторских прав их владельцев.

    Примечание. К частичным дубликатам в Каталоге можно отнести и так называемые нечёткие дубликаты — связанные друг с другом ресурсы (в т. ч. сайты одной компании, холдинга, группы компаний и др.), созданные для различных направлений деятельности (торговых марок, видов товаров и услуг, моделей товаров, офисов и др.), при этом не отличающиеся по типу или региону и претендующие на размещение в одной рубрике.

Способы наложения фильтра:

  • в большинстве случаев фильтр аффилиатов накладывается Яндексом автоматически, на основании определенного сходства между сайтами одного владельца (контактные данные, реквизиты компании и т.д.);
  • возможно ручное наложение данного вида фильтра. Например, сообщение (как правило, от конкурентов) об аффилиатах в техническую поддержку Яндекса послужит поводом для более глубокой проверки.

Как Яндекс находит аффилиаты?

При поиске сайтов-аффилиатов Яндекс опирается на ряд признаков, которые могут свидетельствовать о принадлежности сайтов одному владельцу, основными из которых являются:

  • одинаковые контактные данные (адреса, телефоны, e-mail, т. д.);
  • одинаковая информация о компании (юридический адрес, название компании, реквизиты и т. д.);
  • похожий дизайн и структура сайта;
  • наличие ссылок друг на друга;
  • идентичный каталог продукции/услуг, одна ценовая политика;
  • схожий контент (дублируются тексты и т. д.);
  • схожие технические данные сайта (один IP-адрес, один владелец доменов и т. д.);
  • одинаковая информация о сайтах во внешних источниках(Яндекс.Справочник, различные порталы и справочники и т. д.);
  • пересекающиеся аккаунты в сервисах Яндекса (например, один аккаунт Яндекс.Вебмастера).

Чем больше общих признаков у потенциальных сайтов-аффилиатов, тем вероятнее и быстрее Яндекс поймет, что эти сайты принадлежат одному владельцу. Соответственно, для минимизации угрозы аффилирования нужно, чтобы как можно меньше признаков указывали Яндексу на связь между сайтами одного владельца.

Как проверить сайт на аффилиат-фильтр в Яндексе?

Типичным признаком применения Яндексом к группе сайтов фильтра аффилиатов является выпадение страницы из результатов поиска по запросу, которому данная страница релевантна, а спустя некоторое время — возвращение страницы в поисковую выдачу по этому запросу. При наличии подобного колебания позиций стоит обратиться к квалифицированным SEO-специалистам для проведения комплексной проверки сайта на наличие аффилиат-фильтра. На основе многолетнего успешного опыта нашей компании по снятию этого фильтра и поиску угроз аффилирования (потенциальных аффилиатов) можно утверждать, что самостоятельно определить наличие данного фильтра владельцу сайта вряд ли возможно:

  • техническая поддержка Яндекса никак не комментирует факт наложения/отсутствия данного вида фильтра, обычно на вопрос об аффилировании можно получить примерно следующий ответ: «Прокомментировать вопрос об «аффилировании» я не могу, т.к. подобными понятиями мы не оперируем»;
  • сайты могут аффилироваться ошибочно, то есть иметь разных владельцев, но схожие контактные данные или юридические реквизиты, в таком случае найти с каким сайтом был аффилирован Ваш крайне проблематично;
  • в ряде случаев при аффилировании страница сайта может не выпадать из результатов поиска по определенному запросу, но ее позиции будут занижены, в таком случае диагностировать фильтр еще труднее.

Часто предлагается проверить сайта на аффилирование с использованием различных сервисов, например, популярностью пользуется tools.promosite.ru/old/clones.php. Однако стоит отметить, что никакая автоматизированная проверка сайта на наличие фильтров не заменит ручную, хотя бы потому, что поисковая система Яндекс постоянно совершенствуется, делая неактуальными ранее используемые способы определения фильтров. В подтверждение можно сказать, что указанный выше сервис обладает сильно устаревшей базой данных (2010 год). Это не позволяет ему установить сайты, попавшие под аффилиат-фильтр после 2010 года.

Что делать, если сайт попал под аффилиат-фильтр?

Диагностирование фильтра аффилиатов является лишь промежуточным этапом на пути к конечной цели — снятию фильтра и устранению его негативного влияния на Ваш сайт. В обоих случаях не стоит заниматься «самолечением», либо искать помощи «экспертов», квалификация которых вызывает сомнение. Логичнее сотрудничать c крупной компанией, имеющей проверенную временем репутацию и обладающей солидным опытом в SEO-продвижении.

Demis Group уже 8 лет подряд занимает 1-е место в «Рейтинге Рунета» как лучшая SEO-компания. Наш многолетний опыт, безусловно, сделал работу по выводу сайтов из-под фильтров одной из сильных сторон нашей компании.

В начале статьи был приведен пример того, как сильно могут упасть позиции сайта из-за наложения фильтра аффилиатов. Ниже приведена динамика позиций того же сайта после проведения специалистами Demis Group комплекса работ по разаффилированию.

Примечательно, что количество запросов в ТОП-10 не только вернулось к прежним значениям, но даже выросло.

Нужна более подробная информация об услуге?
Позвоните нам: